Воспитательная работа.

Формирование здорового образа жизни. Профилактика

злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

 

В настоящее время в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование новых ценностных мировоззренческих основ — бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание культуры здорового образа жизни.

В молодежной среде складываются три основные группы по отношению к здоровью: 1) имеющие негативное отношение к злоупотреблениям ПАВ и прочим видам зависимости; 2) не имеющие четко сформированного отношения; 3) группа «риска», — имеющие склонность к злоупотреблению.

Дети, подростки и молодежь. Именно они в периоде от 11 до 17 лет составляют возрастную группу риска. При этом из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 40 % детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе на дискотеках и клубах — 32 %; в компаниях — 52, 3 %; в учебных заведениях -5,8 %; в одиночестве — не менее 4 %.

К психоактивным веществам, воздействующим на психическое и физическое здоровье детей и молодежи, относят никотин, алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, наркотики «легкие» и «тяжелые».

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и в дальнейшем может вызвать необратимые последствия. Злоупотребление ПАВ ведет к инвалидизации и смерти.

Формирование первичных алкогольных установок относится уже к периоду дошкольного детства. А качественный скачок в отношении к спиртным напиткам наблюдается в подростковом возрасте (12-15 лет), когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Школьники стали основной возрастной группой приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам, где не важен социальный статус семьи.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии.

Однако на практике такая работа проводится в недостаточном объеме. Это связано с тем, что большая часть теоретических разработок по профилактике злоупотребления ПАВ ориентированы на работу с подростками и молодежью и должны быть адаптированы для работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.

Итак, усугубление наркологической ситуации, в частности, тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях. И здесь школа играет ведущую роль. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья учащихся.

Здоровый образ жизни — это сейчас не только слова. Это выбор правильной жизненной позиции, выбор своего будущего. Задача образовательных учреждений — помочь подрастающему поколению не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь. Вместе с тем нужно обязательно соблюдать правило, что ребенок должен, прежде всего, уметь радоваться, удивляться, восхищаться, уметь играть и трудиться, уметь быть добрым и общительным, а значит быть счастливым. Недаром В. А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил и венцом этой гармонии является радость творения».

Круг вопросов, которые входят в понятие здорового образа жизни велик: это личная гигиена, которая включает уход за телом и полостью рта, это закаливание организма, это исключение вредных привычек, которые оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека (употребление алкоголя, курение, наркомания.) Физическая культура и спорт так же являются неотъемлемой частью здорового образа жизни, важнейшими средствами сохранения и укрепления здоровья.

Как же происходит формирование здорового образа жизни в нашем лицее? Каждое утро дети, приходя в лицей, начинают с утренней гимнастики, в конце третьего урока проводится разминка. Обязательны физ. минутки, зарядки для глаз, разминки для пальцев, Если позволяет тема урока, звучит классическая музыка, звуки природы: пение птиц, шумы: дождя, прибоя, водопада, бег ручья, реки, что способствует расслаблению детей, успокаивается пульс, снимается нервное напряжение, возбуждение. Введён третий урок физической культуры.

В лицее организовано горячее питание. В рацион питания ежедневно включены фрукты, овощи, соки.

Во второй половине дня начинают функционировать группы продленного дня. Воспитательная работа в соответствии с этим ведется в следующих направлениях:

«Я и мое здоровье» (взаимоотношения ребенка с самим собой);

«Я и другие люди» (взаимодействие в коллективе);

«Мир природы» (взаимоотношения с природой);

«Я и общество» (явления общественной жизни).

Как известно, двигательная активность — основа здорового образа жизни, поэтому воспитатели проводят спортивные игры, прогулки на свежем воздухе, экскурсии в близлежащий парк. Большинство детей посещает спортивные секции, бассейн.

Так же проводим беседы и классные часы: «Режим дня», «Спорт и мы», «Эти простудные заболевания», «Нет вредным привычкам» и др.

Профилактическая работа в школе — это часть здоровьесберегающего образования, когда учиться хочется, уровень тревожности ребенка наименьший, когда школа для ученика это не только общение со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет. Вот тогда и вся профилактическая работа будет иметь положительные результаты. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы. Оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, располагает квалифицированными специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками).

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде — это комплекс социальных, образовательных и медико­психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития негативных последствий злоупотребления ПАВ совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Основные объекты профилактического воздействия:

  • превентивное обучение детей (формирование у детей здоровых установок и навыков ответственного поведения);
  • работа с семьей;
  • создание здоровой среды в образовательном учреждении.

В профилактической работе активнее стала использоваться школьная психологическая служба. Все чаще стали создаваться кабинеты профилактики наркомании, службы доверия для детей и подростков.

В последнее время все большую значимость по отношению к возможному приобщению к ПАВ приобретают условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, такие как:

  1. Употребление ПАВ в образовательном учреждении.
  2. Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении (неумеренно робкое, пассивное, агрессивное поведение).
  3. Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах.
  4. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

                 Важным фактором профилактики злоупотребления ПАВ является обеспечение досуга и занятости детей во второй половине дня. Значительную роль в решении данной проблемы играет система дополнительного образования детей, выполняющая не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, профилактическую функции. В нашем городе, в частности, проделана большая работа по развитию сети досуговых, спортивных, оздоровительных учреждений, вовлечению детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом, туризмом. В нашем лицее вот уже 30 лет работает туристский клуб «Эдельвейс», которому многократно приходилось защищать честь нашего города, области и России на областных, Всероссийских и Всесоюзных соревнованиях. Команды клуба многократно становились чемпионами России, дважды были серебряными призерами Союза, а в 1985 году — и чемпионами СССР. Двери клуба открыты всегда, каждый может найти здесь себе дело по душе. Помимо спортивной стороны, ребята повышают свои знания по биологии, гидрологии, учатся оказывать первую медицинскую помощь, снимают на видео и фото, создают кино и видеофильмы, ведут клубное хозяйство, а главное учатся по настоящему дружить.

                 Немало сделано городом для строительства и развития сети спортивных, оздоровительных учреждений для детей и молодежи. В 2007 году открылся учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, равных которому нет по всей России. Он включает в себя 50-метровый плавательный бассейн, легкоатлетический манеж, многофункциональный спортивный зал, два гимнастических зала, шахматный клуб, восстановительный центр и другие помещения, необходимые для учебно-тренировочного процесса. «Это очень символично, — отметил Е.С. Савченко, — так как главное — это здоровье нашей молодежи. Завершив строительство комплекса, мы создали прекрасную базу для укрепления здоровья школьников и студентов, которые смогут здесь заниматься».

                 В зависимости от тактики профилактической работы выделяются следующие подходы:

  1. Информационный подход.

Предоставление подросткам и молодежи информации о негативных сторонах проблемы наркотиков с ориентацией на однозначный выбор: «Нет наркотикам». В данном аспекте большую роль играют средства массовой информации. Мы считаем, что необходимо увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Ведущими компонентами этого подхода являются активные, основанные

на опыте методы и групповая работа с молодежью. Полученные навыки могут использоваться на практике в разных жизненных ситуациях.

  1. Подход, основанный на учете роли социальных факторов.

Важным фактором .развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий.

  1. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности

значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент.

  1. Подход, основанный на укреплении здоровья.

Укрепление здоровья — это процесс, помогающий индивидуумам и общественным группам усилить контроль за определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его.

В рамках этих подходов выделяют следующее:

  • Предоставление информации о ПАВ, их вреде и негативных последствиях употребления (информация должна быть дифференцированной в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для того, на кого направлена).
  • Гармоничное эмоциональное развитие.
  • Определение значимых личностных ценностей.
  • Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
  • Навыки уверенности в себе.
  • Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  • Налаживание социальных контактов, отказа, отстаивания своей

позиции.

  • Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания — сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
  • Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
  • Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ). Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
  • Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
  • Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.
  • Успешная учебная деятельность.
  • Успешное участие в общественных мероприятиях.
  • Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, хмероприятиях.
  • Эффективная антинаркотическая политика в учреждении образования (школа, как место, свободное от наркотиков; проведение мероприятий, способствующих формированию навыков ЗОЖ).
  • Развитая система дополнительного образования. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов или увлечений каким-то видом деятельности за счет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях дополнительного образования. Но, отдавая ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно исходить, прежде всего, из желаний ребенка и его способностей. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Необходимо всегда думать о том, чем в будущем помогут ребенку приобретенные знания и умения.
  • Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками).
  • Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками.

Забота педагога — создать ситуацию успешности, благополучия, включить

ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. Именно это является основным принципом профилактической работы в школе.

Закончить хочется замечательными словами: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

 

Библиографический список.

 

 

                 Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003.

Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. — СПб.,- 2003.

Тимофеев С. П., Луханин В. В., Колесников А. Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. — Методические рекомендации — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2004.

 

План график проведения мероприятий в рамках антинаркотического месячника План-график мероприятий в рамках проведения Месячника правовых знаний

 

Проблема над которой работает школа:

« Создание условий для самоопределения, саморазвития , самореализации личности через организацию коллективно — творческой деятельности детей и подростков»

Цель:    поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка в условиях гуманистического воспитания.     

Задачи: 

  • воспитание понимания необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия с аналогичными интересами общества в целом;
  • всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный . эстетичный рост личности;
  • отношение к труду, являющееся показателем человеческой сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание, уважительное отношение к обществу и самому себе;
  • физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение правил человеческого общения, норм культурного человека.

Традиции  школы.

План  воспитательной работы 2016- 2017

Внутришкольный контроль за состоянием воспитательной работы

План 001